ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕРТОЛЕТОВ В ПОЛЕТЕ. В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Рассматривая особенности эксплуатации вертолета в зимних условиях, следует прежде всего остановиться на возможных отказах авиационной техники, происходящих в результате непредусмотрительности летчика или незнания им правил полетов зимой.
В первую очередь это касается необходимости тщательной проверки свободы перемещения органов управления вертолетом перед контрольным висением, особенно у вертолетов, для управления которыми применяются гидроусилители.
Дело в том, что в процесор подготовки вертолета к полету при подогреве двигателей и редукторов некоторое количество снега, обычно попадающее под чехлы и капоты, тает: капли воды стекают в нижние отсеки силовой установки или редукторов. При этом они могут попадать на штоки золотников гидроусилителей. После уборки подогревателей и охлаждения воздуха в отсеках вода застывает и образующийся лед примораживает штоки золотников, что делает управление вертолетом невозможным. Поэтому еще до включения трансмиссии летчик должен сделать несколько полных отклонений всеми рычагами и педалями управления до упоров, чтобы убедиться в свободе их перемещений.
Контрольное висение, которое производится летчиком перед каждым полетом для проверки исправности управле* ния и других агрегатов вертолета, в зимнее время должно осуществляться обязательно над укатанной снежной поверхностью. В противном случае под воздействием воздушной струи от несущего винта снег, покрывающий поверхность земли под вертолетом, поднимается и снежным вихрем покрывает все пространство вокруг вертолета. Видимость из кабины резко ухудшается, летчик теряет землю и пространственное положение вертолета, что может иметь неприятные последствия.
Аналогичное явление — попадание вертолета в снежный вихрь, возникший от струи несущего винта,— может произойти при посадке вертолета на неукатанные снежные площадки. Поэтому в зимнее время как при висении над неука — танной снежной поверхностью, так и при посадках на нее надо быть особо внимательным, чтобы не допустить попадания вертолета в снежный вихрь. При необходимости посадки на неукаганную снежную площадку следует на высоте 8—10 м пройти над ней, при этом снег с площадки под действием потока воздуха, создаваемого несущим винтом, сдувается. Затем нужно зависнуть над очищенной от снега площадкой и, энергично снижаясь, произвести посадку. На всякий случай надо открыть дверь кабины и смотреть на землю под вертолетом, даже в снежном вихре такой способ обеспечивает достаточную видимость.
Посадка вертолета в глубокий снег может производиться лишь при крайней необходимости. Во время приземления вертолет постепенно проваливается в снег и кренится, создается опасность его опрокидывания. Чтобы избежать опрокидывания вертолета, следует удерживать его во взвешенном состоянии до полного окончания проседания.
Полет на вертолете в зимнее время не имеет принципиальных отличий от полета в другое время года. Основное внимание зимой нужно обращать на выдерживание температурного режима двигателя и редукторов трансмиссии, который летчик должен периодически корректировать соответствующими рычагами, обеспечивая значения его в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации вертолета.
При температурах наружного воздуха минус 30° С и ниже в полете могут иметь место повышенные вибрации в виде тряски и вождения ручки управления циклическим шагом вследствие загустевания смазки в шарнирах втулок несущего и рулевого винтов. Например, масло МС-14, применяющееся в осевом шарнире втулки вертолета Ми-4,
при ©тих температурах загустевает и не обеспечивает исправной работы втулки.’ Рекомендуется в шарнирах втулок вертолета Ми-4 при таких температурах применять смазку ЦИАТИМ-201, которая обладает достаточными морозоустойчивыми качествами. Следует, однако, отметить, что при этом условия работы втулок значительно изменяются. Дело в том, что наряду с положительным качеством — морозоустойчивостью, эта смазка обладает более низкими по сравнению с гипоидными и моторными маслами смазывающими качествами. Поэтому при работе шарниров втулки на морозоустойчивой смазке выработка и износи в сочленениях шарниров несколько увеличиваются, что заставляет частично снижать срок службы втулки до ремонта. Вследствие этого длительное применение в шарнирах втулки смазки ЦИАТИМ-201 нерационально. Она должна применяться лишь в крайних случаях, только при температуре наружного воздуха минус 30° С и ниже.
На ряде вертолетов в целях предотвращения возможнр — сти удара лопастями несущего винта о хвостовую балку при выключении трансмиссии установлены ограничители свеса лопасти, работающие на центробежном принципе. При низких температурах наружного воздуха смазка, которой смазываются ограничители, загустевает. Это может привести к заеданию ограничителей при выключении трансмиссии и к опасности удара лопастью о хвостовую балку. Так как отказ ограничителя свеса до выключения трансмиссии выявить нельзя, то во избежание поломки лопастей и балки вертолета перед выключением трансмиссии надо обязательно развернуть вертолет против ветра.